Техника голосования – инструкция начинающему “автостопщику”

Многим туристам-путешественникам рано или поздно приходит в голову мысль: “…а не махнуть куда-нибудь автостопом?..” Но у большинства эта мысль так и остается мыслью. Люди начинают анализировать, что нужно для автостопа, какие проблемы могут возникнуть в пути и т.д. Одним из пугающих моментов является необходимость стоять на дороге и “ловить” попутку.

Элементарный по сути процесс на самом деле не так прост. Разберемся в особенностях техники голосования. Голосование – это обмен жестами между автостопщиком и водителем. Сначала нужно выделить (хотя бы для себя) из потока машин именно ту, к водителю которой вы будете обращаться. Смотреть надо водителю в глаза (а не на свои ботинки или в носовой платок).

Как правильно поднимать руку

Техника голосования - инструкция начинающему "автостопщику"

Существует несколько вариантов.

  1. Рука вытянута параллельно дороге, кулак с оттопыренным большим пальцем – жест употребляется в Европе и усердно водится в употребление в России профессиональными автостопщиками.
  2. Рука согнута в локте, пальцы направлены вертикально вверх – этот жест, видимо, вызывает ассоциацию с жестом приветствия у дальнобойщиков.
  3. Рука просто протягивается параллельно дороге, как шлагбаум.

Но сущность не в этом. Жест обязательно должен быть энергичным и направленным именно на водителя. Жест должен останавливать, а не напоминать протянутую руку нищего (“Пода-а-а-айте мне, бедному, маши-и-ну!”).

Голосуйте, как вам нравится. Но не стойте “вполоборота”, повернувшись к водителям боком или спиной. Также, нельзя голосовать с мыслью: “Ну, этот точно не остановится, на всякий случай подниму руку…” Не рассеивайте внимание, а поднимайте руку, напротив, с уверенностью в успехе. Если нет уверенности в успехе – лучше пропустить машину-другую, съесть конфетку.

В любом случае следует избегать “эффекта столба”, когда автостопщик стоит неподвижно с протянутой рукой, никак не отличаясь от окружающей местности (да и устанешь держать руку).

Если водитель не хочет остановиться, он, как правило, пытается “оправдать” перед вами своё поведение. Например, он может провести рукой по горлу (перегружен, мест нет), показать пальцем вправо или влево (мол, скоро поворачиваю), и другими жестами пояснять, что он-де, очень рад, мол, взять, но, сам понимаешь, никак не может. Отсутствие реакции со стороны водителя говорит о том, что автостопщик делает что-то неверно.

Автостопщик может попробовать убедить водителя: если мест нет, сделать жест уплотнения; если водитель “поворачивает”, можно тоже показать в ту же сторону пальцем и кивнуть (пусть довезёт хоть до поворота, если здесь плохая позиция); или наоборот, пальцем показать, что едет далеко. Если виден номер машины, и он относится к пункту назначения, можно указать пальцем на номер; если видно, что кузов пустой – указать на кузов, …, и вообще, вести себя как можно активнее в те 5-7 секунд, пока длится “разговор” с водителем. Если машина всё же не остановилась, надо не огорчаться, а оставаться на месте и высматривать следующую машину. Поначалу вам может остановиться только 30-я или 50-я машина – но это не значит, что “машины не останавливаются”, а только то, что вы ещё не натренировались останавливать их.

Голосование в паре

Техника голосования - инструкция начинающему "автостопщику"

Один голосует, а другой тоже участвует в немом диалоге, но не копирует первого. Когда машина остановилась – при большом потоке тот, кто голосовал, бежит к ней, а другой продолжает голосовать. При малом потоке подбегают оба. На скоростных дорогах полезно разойтись метров на 50 и голосовать обоим: часто первого проскакивают из-за скорости или боязни, а второго замечают.

Голосовать на ходу не следует, т.к. идти приходится лицом вперёд, машины появляются сзади, а голосовать спиной неудобно. Всё время приходится вертеться. Идти – так идти, стоять – так стоять (голосовать), а одновременно это не полезно и небезопасно. Обычно до пункта назначения дойти пешком будет трудно, и ощутимой прибавки к расстоянию всё равно не будет.

Если машин очень много (скажем, 3-4 в минуту), быстро, выбрав более-менее приличное место, не отвлекаясь, начинайте голосовать. Если машин мало (скажем, 3-4 в час), выберите позицию тщательнее и “пускайте корни” на ней. Если машин совсем мало (скажем, 3-4 в день), а дальше по трассе ожидается резкое усиление потока – только в этом случае идите вперёд, прислушиваясь, не грядёт ли машина сзади.

Таблички

Техника голосования - инструкция начинающему "автостопщику"

Можно голосовать, используя табличку с указанием пункта назначения. Этот метод особенно часто применяют на Западе; но и на наших дорогах порою встретишь бабульку с мешком и большим полотном “КАШИРА”. Применяя табличку, помните, что: 1) табличка не заменит хорошей позиции – на большой скорости её просто не успеют прочесть; 2) размахивая табличкой с надписью “ИРКУТСК” или другим удалённым пунктом вы отбраковываете более близкие машины, хотя они-то и могут оказаться весьма быстроходными и полезными для вас. Мудрецы автостопа почти никогда не используют табличек.

Сколько обычно приходится ждать машину

Универсального ответа не существует. Время ожидания зависит от вашего опыта и снаряжения, от качества позиции, от интенсивности потока машин, от времени суток и года, от региона, от того, голосуете вы в одиночку или в паре, от того, сколько других автостопщиков едет в это время по этой же трассе…, а также от случайных факторов. Бывает, что и опытные автостопщики стоят днём 2-3 часа на хорошей позиции; бывает, что и новичок быстро уезжает с плохой позиции. Ориентируйтесь не на время ожидания, а на среднюю скорость. Она достаточно стабильна и составляет 500-600 километров на каждые полные десять часов, проведённых днём на магистральной дороге.

Позиция на трассе

Техника голосования - инструкция начинающему "автостопщику"

Понятие  позиции – одно из основных в автостопе. Ваш успех в большой мере зависит от того, как вы умеете находить позиции – удобные места для голосования. На хорошей позиции водителю легко и удобно остановиться, и вы быстро уедете; в то время как на плохой позиции можно простоять несколько часов, пропустить сотню машин и не остановить ни одной.

Хорошие позиции встречаются на трассе нечасто, ради них стоит иногда пройти даже несколько км пешком, зато потом оттуда быстро уехать. Ради них стоит иногда выгрузиться из машины на 10-20 км раньше, чем пункт назначения машины, зато потом быстро поймать машину на 100-200 км дальше.

Самые плохие места для голосования: на мосту, под мостом, в тоннеле, на эстакаде, в зоне действия знака “остановка запрещена”, на крутом подъёме или спуске, а также в черте населённого пункта. Голосуя в этих местах, вы резко снижаете процент машин, которые вам остановятся. На автобусной остановке голосовать тоже не рекомендуется – вас могут принять или за нетерпеливого пассажира опаздывающего автобуса, или за человека с деньгами.

Теперь найдём хорошие позиции. На трассе можно найти  особенности – точки, перед которыми водители становятся более внимательными и снижают скорость.

Это будут:

  • посты ДПС, границы и таможни,
  • перекрёстки, разветвления дороги,
  • железнодорожные переезды,
  • большие дефекты покрытия (скажем, по асфальту полоса щебёнки),
  • светофоры, и т.д.

Наличие таких особых точек очень важно. Позиции перед ними являются неудачными: внимание водителя направлено на ожидающую его неприятность, а не на автостопщика, поэтому, например, перед постом ДПС или таможней не остановится практически никто. Или, если дорога впереди разветвляется на две, – перед развилкой тоже не остановится почти никто (потому что неясно, в какую сторону ты едешь).

Наоборот, после таких точек вероятность остановить машину резко увеличивается. Поэтому следует, выбрав себе место в 20-30 метрах за особенностью (за постом, за ж/д переездом, за полосой щебёнки), дальше уже не уходить, а ожидать успеха в автостопе.

Также хорошо голосовать на изгибах трассы, где водитель притормаживает, особенно – на левом повороте (при левом повороте дороги стопщик виден издалека, в то же время на правом повороте он появляется внезапно, как бы из-за угла). Но зимой, при гололёде стопить на повороте категорически не рекомендуется, во избежание аварии.

Если я пытаюсь кого-нибудь застопить и внешне всё нормально, но “никто” не останавливается (скажем, прошло 50 машин) – значит, позиция выбрана неудачно. Вероятно, впереди, в 1-2 километрах, развилка или пост ДПС. Необходимо расслабиться, пройтись пешком – сменить позицию.

Если я пытаюсь куда-либо уехать, но останавливаются только местные и говорят, что с ними нет смысла ехать, т.к. они едут недалеко, – со словами: да ничего, мне главное с этого места уехать, тут никто не останавливается, – надо с ними ехать, это реальный шанс улучшить позицию.

Критерии хорошей позиции:

  • тебя хорошо видно издали;
  • водителя никто не отвлекает и не отпугивает (например, “ГАИшники”);
  • остановившаяся машина не должна создавать помех движению других машин.

Ночью, если у вас нет фонарика, важно, чтобы позиция была освещена. В тёмной одежде на неосвещенной трассе человек, даже если не будет сбит машиной, не достигнет успеха в автостопе.

Полезно, выходя на трассу, заранее знать основные (наиболее удобные) позиции на ней.

Правила безопасности и полезные советы

Проще всего «поймать» машину на участке дороги с активным, но не слишком быстрым движением (выезд из города и пр.).
Одежда на вас должна быть достаточно яркой. Совсем новые или заношенные вещи надевать не стоит, как и драгоценности. Девушкам лучше выглядеть скромно, без чрезмерно коротких юбок и глубоких декольте.

Можно садиться только в ту машину, которая остановилась по вашему сигналу. Как показывает практика, если водитель притормаживает, когда его об этом не просят, риск возникновения неприятных для туристов ситуаций увеличивается.

В идеале водитель остановившейся машины должен быть один. Если вы видите, что он или его попутчики находятся в состоянии алкогольного опьянения, извинитесь и скажите, что вам не по пути.

Когда машина остановится, не спешите сразу в нее садиться. Узнайте, в каком направлении она будет двигаться дальше. Если маршрут подходит, укажите приблизительное место, в котором вам нужно выйти. Это позволит без всяких сложностей покинуть салон, если водитель начнет вести себя некорректно («Спасибо, я уже приехал!»).

Хорошо бы узнать, с какой целью едет водитель. Сделать это можно так: «Ой, а вы по работе или просто на отдых? А то, может, я вам буду мешать. Мне бы этого не хотелось!». Если окажется, что автолюбитель едет по делам и ему просто нужна компания, то все в порядке. Если же он едет не пойми куда и не пойми зачем, лучше «поголосуйте» еще.

До того как сесть в салон авто, предупредите, что у вас нет денег (если вы не собираетесь платить). Некоторые водители подвозят путешественников исключительно ради собственной выгоды, и их очень разозлит, если вы выйдете, сказав только «спасибо».

Во время нахождения в чужой машине не нужно спать. Всю дорогу придется сохранять бдительность.

Не нагружайте водителя пустыми беседами, если видите, что он молчалив и не хочет поддерживать разговор.

Вот и все. Прибыв до пункта назначения, не забудьте поблагодарить собеседника и пожелать ему счастливого пути.

Рейтинг
( 3 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Помощь туристу